С 2008 года работаю над
темой «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе», в связи с этим
столкнулась с явным противоречием: современные ИКТ-технологии и учебник:
конкуренция или взаимодополнение?
Информатизация
общества в современных условиях предусматривает обязательное применение
компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную
грамотность и информационную культуру учащихся. В единой образовательной среде
ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками
образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают
определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя,
осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и
творческой работе ученика, поддержка коллективной работы.
Знание ИКТ значительно облегчает
подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными,
более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий
способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе,
создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный
способ повышения эффективности и интенсификации обучения и
самообучения, повышения качества
образования. Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь все уроки надо
проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить
компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические
приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую –
используя электронного помощника.
Сегодня использование компьютерных
технологий мною сводится к следующему:
- Копирование,
подготовка и демонстрация материалов
- Создание
презентаций и уроков в информационной среде МS
Power Point
- Получение
обширной информации в сети Интернет в кратчайший срок
- Применение
электронных энциклопедий общего и
частного порядка(Кирилл и Мефодий, Аванта, Госуд. Эрмитаж, Энц. Этикета,
100 великих художников… )
- Осуществление
текущего и итогового контроля за глубиной и системностью знаний учеников с помощью компьютерного
тестирования
Применение компьютера на уроках
литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели
(ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение
заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или
писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов,
спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание
мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.)
Самой интересной формой использования
информационных технологий является виртуальная
экскурсия. На уроке по сказу Н.Лескова «Левша» на этапе урока «введение
новой темы» учащимся предлагалось представить, что мы очутились в краеведческом музее г.Пятигорска на выставке «Мир в
микроминиатюре». На видеофрагменте – учащаяся - экскурсовод, рассказывающая о
работах мастеров – микроминиатюристов и о впервые подкованной блохе.
В используемой программе «Библиотека электронных наглядных
пособий. Литература. 5-11 классы»
известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон»
материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные
портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты
– все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» ребята
могут закрепить выученные афоризмы в игре, которая только при их правильном
употреблении поэтапно открывает портрет писателя.З накомясь с шедеврами лирики
Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».
В последнее время в мире находит
широкое распространение визуальная поэзия. Это явление, находящееся на стыке
поэзии и живописи, графики, пластики, фотографии. Визуальный текст – это
соединение строк и изобразительности. В древности в основном воспевали образ
любимого предмета. Забавно смотрелись стихи в форме кубка, вазы,
крыльев…Сегодня образы намного шире. Вот образцы работ, с которыми мы
познакомились, посетив (заочно) выставку
в Санкт- Петербурге (май,2009).
Своим учащимся я
предлагаю выплеснуть мысли и эмоции после прочитанных произведений на стадии рефлексии. Например, после прочтения
рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», ребята постарались
визуализировать в своих работах тему
истиной дружбы.
С помощью компьютера может быть
реализовано не только индивидуальное обучение, но и обучение сотрудничеству.
Для совместной работы пар могу предложить разработать тест по пройденному
материалу, создать мультимедийную презентацию. При этом ребята могут работать
дистанционно, а также не важен их уровень
владения техническими средствами, так как в процессе совместной работы
происходит совершенствование практических навыков более слабых учеников. К
классному часу, посвящённому Дню защитников Отечества, ребята создали
презентацию о посёлке и ветеранах.
Презентации к уроку значительно облегчают и
работу учителя , делают её качественнее. Учитель заранее может подготовить
необходимые знаковые модели, выбрать конкретные видеофрагменты, разместить
несколько вариантов тестирования на экране без необходимости распечатывать всё
это или лихорадочно расчерчивать на доске, а потом мотать киноплёнку в поисках
нужного эпизода.
Важным этапом в развитии учебных навыков в
последнее время, как известно, стало тестирование. Тесты дают более полную,
объективную картину, чем обычная система вопросов. Причем часто включаю ложные
ответы, которые могут озадачить сомневающихся, стимулировать их мыслительную
деятельность. Тесты, с моей точки зрения, лучше выявляют сильных и слабых
учащихся, помогают дифференцировать оценки и делать их более объективными. К
тому же обладают и определенной воспитательной функцией, поскольку ориентируют
школьников на работу с текстами, приучают строить свои ответы, анализировать
произведения с опорой на текст. Мною созданы медиапроекты по многим темам
программы, составлены тесты на выявление
восприятия и знание текста по многим
произведениям, а также разноуровневые задания к урокам русского языка в рамках
подготовки к ЕГЭ. При подготовке к выпускным экзаменам использую различные
интерактивные задания и материалы дисков
««Готовимся к ЕГЭ»,«Тесты для подготовки к ГИА», «1-С: Репетитор. Русский
язык».
Для учащихся, интересующихся предметом,
называю сайты , где можно с пользой потратить свободное время и получить
дополнительные знания для себя и для своих родителей. Даётся возможность
поучаствовать в дистанционных олимпиадах. Основная часть таких олимпиад
является платными. Это позволяет озадачить родителей. Семья вовлекается в
проблемы ребёнка и их решение. И родителей, считаю, необходимо приобщать к
таким возможностям, так как многие хотят «держать руку на пульсе»
современного образования и знать, что происходит с их детьми в школе. В работе
с родителями информационные технологии
также стали первым помощником. Различные памятки, благодарности, приглашения на
собрания, инструкции по технике безопасности, табели успеваемости, итоги
тестирований – это ещё не весь арсенал информационных листов, которые
предназначаю для родителей. Эффективным видом работы в моей практике стали и медиасобрания. На экран помещаю ту
информацию, которая воспринимается намного лучше, чем простая монологическая
речь учителя. Например: диагностические
работы, итоги анкетирования, мониторинг по классу.
Призмой сквозь все мои решения, планы, поступки проходит
тема воспитания патриота своей страны. Заведование школьным Музеем Боевой славы
позволяет решать массу воспитательных задач. За многие годы своего
существования Музей из простой классной комнаты превратился в духовно –
нравственный центр школьников. Школьниками- следопытами МОУ СОШ №14 собрано множество документальных
материалов: фронтовые письма, фотографии, воспоминания, газетные статьи и
другие документы Великой Отечественной войны по истории села, школы. Они широко
используются на уроках и внеклассных мероприятиях. ИКТ помогают не только
составить проекты-презентации, но и увидеть уже ушедших из жизни героев,
архивировать и сохранить богатый материал.
Итак, значение ИКТ в учебно-воспитательном процессе
велико, главное- помнить, чтобы информационные технологии сопутствовали
здоровьесберегающим. Я и мои
школьные коллеги следим и за соблюдением норм СанПина, утомление предупреждаем, проводим динамические паузы и паузы
психологической разгрузки, продумываем
объем домашнего задания и т.д. независимо от того, применялись ли на уроке ИКТ.
Мой опыт работы по теме «ИКТ в
учебно-воспитательном процессе» не раз изучался на школьном и районном уровне,
МО учителей школы используют некоторые его аспекты в своей трудовой
деятельности. Мне импонируют слова Ф.М. Достоевского: «Человек всю жизнь сочиняет себя сам, самосочиняется». Поэтому
постоянно занимаюсь самообразованием, участвую в семинарах, посещаю уроки коллег, даю открытые уроки. Современный
педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того,
чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное
образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные
ресурсы не должны заменять педагогических технологий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий