Тема
Родины в творчестве С.Есенина
Предмет:литература
Класс:5
Тип урока: комбинированный.
Цель
урока – раскрыть образ Родины и
художественные средства его воплощенияЗадачи:
образовательные:
• рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
• закрепить навыки умения находить художественно – изобразительные средства, определить их роль в тексте;
• Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины и природы.
развивающие:
• развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
• Развивать навыки выразительного чтения стихотворений С. Есенина;
• Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Есенина, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
воспитательные:
• На примере лирики С. Есенина воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
• воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный,
Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.
Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста,определение тропов, выразительное чтение.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор
Новые образовательные технологии – квест-тест
Подготовка к уроку.
Все учащиеся получили опережающее задание –прочитать и подготовить выразительное чтение стихотворений «Берёза», «Гой ты , Русь моя родная»,« Я покинул родимый дом», « Отговорила роща золотая».
Ход урока
Звучит музыка (мелодия романса «Отговорила роща золотая» или такой же видеоклип)
1.Выходит ученик-Есенин(в сером костюме с тростью)
Есенин: Поэты - продолжают жить, - говорит он, улыбаясь. – И я, Есенин, оставлю после себя стихи. Стихи тоже продолжают жить. Такие стихи, как мои, будут жить вечно. Есть поэт для чего-то, а я поэт от чего-то. У меня родина есть. Рязань!
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
2.Клип «Берёзы» с фотовставками о Есенине (1 минута)
3.Введение темы урока
Есенин! Это имя у всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, вызовет лёгкое радостное чувство, ощущение чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к Родине, к человеку, к жизни. От проникновенных стихов в стране «березового ситца»; шири её степных раздолий, сини озёр, шуме зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбе Родины в суровые годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.
И сегодня на уроке мы постараемся раскрыть это чувство, опираясь на стихи поэта.
С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Много это или мало? В Закавказье, где Есенин бывал много раз , в старину говорили: «30 лет человек должен учиться,30-путешествовать, 30- писать, рассказывать о том ,что он увидел, узнал, понял».
Есенину было отмерено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другому изречению : «Жизнь ценится не за длину» Он оставил после себя целый мир, который до сих пор живёт, дышит, движется и переливается разными цветами радуги.
5.Чтение и анализ стихотворения «Берёзы»
Есенину – 18 лет. Он живёт в этой просторной бревенчатой избе. Здесь все родное: деревянный стол с настольной лампой, венские стулья, самовар. Низенькие оконца, за которыми – необыкновенный мир: свет зари в полнеба, зеленый берег над рекой, плач иволги, а ещё невеста- берёза. Первым произведением, которое напечатал Есенин в 1914 году в детском журнале «Мирок», было стихотворение «Береза».
А что вы знаете о берёзе?
Ученик. Береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Береза получила название по цвету коры, у древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «белый».
Подготовленный ученик читает стихотворение «Берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
-Какой центральный образ прослеживается в стихотворении?
-Образ березы.
-Какие слова в 1 строфе вам кажутся важными, о чем они говорят?
- Белый цвет. Он придает стихотворению возвышенность: что-то чистое, светлое, радостное. Белое платье невесты, белые облака.
А значима ли фраза «Под моим окном?
-Поэт наблюдает за деревом из своего окна, он сам здесь присутствует и восхищается красотой дерева.
6. Работа над выразительным чтением (по учебнику)
«Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», — писал Есенин в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли — Рязанщины, малой родины поэта
Читаем в учебнике стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Автор с любовью описывает детали русского пейзажа и деревенского быта:
Главное в стихотворении – это воспоминание о детстве, родном доме.
7.Работа с художественными средствами
Родина, природа Есенина - в вечном движении. Подобно человеку, рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт использует яркие олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте ,обращаясь к тексту этих двух стихотворений, найдём подобные примеры. (Учащиеся называют примеры)
8.Квест – тест «Несказанное, синее, нежное» (самостоятельная работа учащихся по группам)
Одна из стен кабинета(возможно , ниша, прикрытая до определённого времени) оформлена, как угол крестьянской избы музея Есенина: стол, скатерть, кувшин с цветами, старый самовар, икона, прикрытая рушником,чаша с яблоками,мёд. А в рамках – фотографии Есенина и его стихи. Эта информация и поможет учащимся заполнить квест, сделать выводы. Открывая нишу, учитель читает «Гой ты,Русь моя родная», после объясняет задание.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Приложение - квест
Презентация
Комментариев нет:
Отправить комментарий